Храм Покрова Пресвятой Богородицы
в хуторе Копанском
Прикубанский район города Краснодара

Венчание

Понятие о Таинстве

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

Установление Брака

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

В христианстве брак становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32).

Цель и смысл Таинства брака

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Священном Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак — «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак — это домашняя Церковь, первая школа любви. Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому в чине венчания упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников.

Жених и невеста как члены Православной Церкви, должны знать исповедание веры: «Верую во единаго Бога…», Молитву Господню «Отче наш», (а также) Богородице Дево, и Десять Заповедей.

Церковь также внушает вступающим в брак приготовить себя к новому поприщу в жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин».

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, благословляют брачующихся святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью.

Чинопоследование брака

Венчание положено всегда совершать в храме. Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Таинство Венчания состоит из двух частей: Обручения и собственно Таинства Венчания, которые в древности совершались раздельно, но сейчас объединены в одно священнодействие. Во время Обручения жених и невеста обмениваются обручальными кольцами, что символизирует их будущее единство в вере, единомыслии, истине и любви. В молитве на обручение упоминаются ветхозаветные праведники и евангельские образы, в которых раскрывается духовный смысл этого обряда. После окончания Обручения священник и жених с невестой проходят в центральную часть храма, и начинается Венчание. Перед его началом священник спрашивает жениха и невесту об их намерении вступить в брак и отсутствии препятствий к этому. После того, как жених и невеста подтвердили твердость своего решения вступить в брак, начинается собственно Таинство Венчания. Во время этого священнодействия жених и невеста стоят и молятся с зажженными свечами. В молитвах священник призывает Божие благословение на новый союз, упоминая о тех благословениях, которые Бог даровал ветхозаветным праведникам и патриархам и молясь о том, чтобы Господь сохранил и благословил как самих вступающих в брак, так и их будущее потомство, о даровании и умножении которого также упоминается в этих молитвах. В главной части этого Таинства на головы жениха и невесты возлагаются венцы, и священник, трижды воздевая руки, взывает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о высоком предназначении христианского брака, а также фрагмент из Евангелия от Иоанна, повествующий о чуде Господа Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской. Затем, по древнему обычаю, муж и жена пьют общую чашу с вином, разбавленным водой, что символизирует их готовность вместе встретить и радости, и скорби совместной жизни, после чего, при пении тропарей святым мученикам и апостолам, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается в этот день. После окончания Таинства священник и родственники поздравляют новобрачных, поется многолетие, и священник произносит напутственное слово о смысле христианского брака.

Последование о второбрачных

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Для того, чтобы записаться на Таинство Венчания в нашем храме, Вам нужно обратиться в книжную церковную лавку.

Контакты

Храм Покрова Пресвятой Богородицы х.Копанской

Русская Православная Церковь, Кубанская митрополия,

Екатеринодарская епархия, 2-е Екатеринодарское благочиние

350904, г. Краснодар, хутор Копанской, ул. Березовая, 19

Настоятель: иерей Иоанн (Мельник)

наши реквизиты
© Все права защищены. 2019. Храм Покрова Пресвятой Богородицы х.Копанской | Политика Конфиденциальности